Подготовка к ЕГЭ по математике. Профильный уровень
Профильный экзамен по математике ЕГЭ состоит из 19 заданий различного уровня сложности, которые охватывают разделы: алгебра, планиметрия, стереометрия, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика.
По структуре экзамен состоит из двух частей.
- Часть 1:
- Номера с 1 по 8 базового уровня (лёгкие) с кратким ответом (оцениваются в 1 балл).
- Часть 2:
- Номера с 9 по 12 повышенного уровня (средние) с кратким ответом (оцениваются в 1 балл).
- Номера с 13 по 17 повышенного уровня (средние) с развёрнутым ответом, из них номера 13, 14 и 15 оцениваются в 0-2 балла, а 16 и 17 – в 0-3 балла в зависимости от полноты ответа.
- Номера 18 и 19 высокого уровня (сложные) с развёрнутым ответом (оцениваются в 0-4 балла в зависимости от полноты ответа).
В отличие от ЕГЭ базового уровня, для сдающего профильный экзамен результат имеет огромное значение, так как чем больше набранных баллов, тем больше вероятность поступить в выбранный ВУЗ на выбранную специальность.
Получить максимальный балл (32) или близко к нему очень трудно.
Причин тут несколько:
- Чтобы решить задания 18 и 19 необходимо иметь знания выше программы по математике для общеобразовательной школы.
- Высокий процент средних (47%) и сложных (11%) в удельном весе всех заданий, то есть суммарно почти 60%.
- Ограниченность во времени для такого количества заданий; 39% составляют задания с развернутым ответом.
- Субъективность оценки (при правильном ответе) заданий с развёрнутым ответом.
- Психологический фактор – не всякий сдающий может выполнять задания без волнений, которые приводят к ошибкам и опискам.
Очевидно, что на экзамене сначала надо начинать выполнять задания с кратким ответом, не теряя времени даже на просмотр заданий 13 – 19.
С 1 по 8 задания лёгкие, но всё-таки необходимо быть внимательным, чтобы из-за «лёгкости» не ошибиться.
Задания 9, 10, 11 и 12 – средние, но их можно отнести к лёгким, если достаточно хорошо усвоена программа 10 и 11 классов. Но каждое задание для выполнения требует примерно в 2-3 раза больше времени, чем задания первой части, так как необходимо производить алгебраические преобразования, решать уравнения, системы уравнений, находить производную функции.
Если при решении задачи из заданий 1 – 12 происходит «загвоздка» (никак не получается решить), то не надо «упираться», а просто перейти к выполнению следующего задания.
Выполнение заданий 13 – 19 надо начинать с ознакомления и внимательного прочтения каждого. Может оказаться, что одно или несколько аналогичны (подобны) решенным ранее при подготовке, поэтому следует начинать с них. При этом нельзя забывать подробно записывать ход решения.
Задания 13 – 17 относятся к средним (повышенного уровня). Такие задания нужно не только уметь решать, но и правильно оформлять, чтобы не потерять баллы за недостаточно полное оформление. На выполнение этих заданий затрачивается намного больше времени, чем на выполнение заданий 9 – 12, к тому же в некоторых из них необходимо ответить не на один, а на два вопроса.
Остальные задания, если остается время, выполняются в последовательности: сначала из 13 – 17, потом 18 или 19.
При подготовке к экзамену надо помнить следующее – любое, даже кажущееся простым, задание необходимо доводить до конца, получать правильный ответ.
Если выполнить тренировочное задание никак не получается, то нужно вернуться к нему позже, возвращаться несколько раз, и всё-таки добиться конечного результата.